Министерство образования Республики Беларусь
Учреждения образования "Республиканский центр экологии и краеведения"
Отделение краеведения

+375(17)262 54 21

г. Минск, ул. Лукьяновича, 18 Почтовый индекс 220131 belarusunitur@mail.ru

Новости

Рэспубліканскі злёт юных краязнаўцаў, 24.06.2017

У Рэспубліканскім цэнтры экалогіі і краязнаўства праходзіць рэспубліканскі злёт юных краязнаўцаў.

Читать далее

Рэспубліканскі злёт юных краязнаўцаў, 21.06.2017

З 22 па 30 чэрвеня ў Мінску на базе Рэспубліканскага цэнтра экалогіі і краязнаўства адбудзецца рэспубліканскі злёт юных краязнаўцаў.

Читать далее

Итоги Первенства Республики Беларусь по спортивному ориентированию , 16.06.2017

В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2017 год в период с 12 по 14 июня 2017 года в Гомельском районе прошло Первенство Республики Беларусь по спортивному ориентированию.

Читать далее

Новости

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению республиканской Недели туризма и краеведения для детей и молодежи

В соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2017 год и в целях активизации туристско-краеведческой работы с обучающимися в период с 20 по 27 мая текущего года в учреждениях образования страны проводится республиканская Неделя туризма и краеведения для детей и молодежи (далее – Неделя), посвященная профессиональной ориентации обучающихся.

Основной целью проведения Недели является активизация работы учреждений образования страны по формированию у молодого поколения гражданственности и патриотизма, национального самосознания, профессиональных интересов и склонностей.

Проведение Недели способствует:

массовому вовлечению обучающихся в туристско-краеведческую и экскурсионную деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний об историко-культурных, промышленных и природных достопримечательностях Беларуси, на создание имиджа региона как привлекательного туристско-краеведческого объекта, на развитие спортивного и экскурсионного туризма;

поиску новых возможностей формирования у обучающихся интереса, мотивов, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения;

созданию условий для социализации, саморазвития и самореализации личности;

развитию творческих способностей обучающихся, приобретению коммуникативных, исследовательских и аналитических навыков через приобщение к туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.

Мероприятия, проводимые в рамках Недели, должны быть направлены на пропаганду, развитие и наиболее полное использование познавательной и воспитательной ценности детско-юношеского туризма, краеведения, экскурсий.

Вопросы профессионального самоопределения обучающихся сегодня являются актуальной проблемой для личности и для общества в целом. Необходимость современного рынка труда в образованных специалистах, мобильных к изменениям характера труда, освоению новых технологий требует создания целостной системы допрофильной и профильной подготовки обучающихся.

Туризм и краеведение, в силу специфики деятельности и воспитательной среды, предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации обучающихся: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке и ответственность за них. Все это является предпосылками для социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

Туристская деятельность позволяет на практике узнать о специфических профессиях, связанных с трудностями полевой жизни: геология, археология, топография и геодезия, воинская служба. Занятия в объединениях по интересам туристско-краеведческого и военно-патриотического профилей, туристские походы и экскурсии способствуют комплексному физическому развитию обучающихся, формированию волевых и интеллектуальных качеств, мотивации выбора будущей профессии, социальной адаптации личности.

В период проведения Недели рекомендуем организовать проведение туристских походов, экспедиций, экскурсий, в рамках которых обучающиеся могут изучать процессы производства на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; участвовать в природоохранных мероприятиях; готовиться к работе в летних археологических, этнографических, геологических экспедициях; оказывать шефскую помощь ветеранам войны, труда и др.

С целью определения лучших спортсменов, подготовки к участию в республиканских и международных мероприятиях в рамках Недели целесообразно организовать проведение туристских слетов, соревнований по спортивному ориентированию, по туристско-прикладным многоборьям в технике горно-пешеходного, велосипедного, водного и других видов туризма. Лучшие команды областей и г. Минска примут участие в туристском слете учащихся Союзного государства, который планируется провести с 26 июня по 2 июля 2017 года в Витебской области.

Важное место в профессиональной ориентации детей занимают музеи учреждений образования. Музеи в учреждениях образования – это центры гражданского, патриотического и духовного воспитания, культурно-просветительской, информационной и профориентационной работы с детьми и учащейся молодежью.

Методическим центром и координатором работы музеев учреждений образования в республике является Учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Центр).

Для создания единой информационной базы и систематизации сведений о музеях учреждений образования Центром сформирован республиканский банк данных музеев учреждений образования, в котором в настоящее время насчитывается около 1500 музеев различного профиля. 90 музеям присвоен статус «народный».

Справочно: в Витебской области – 186, Брестской – 205, Гомельской – 172, Гродненской – 294, Могилевской – 193, Минской – 335, в г. Минске – 115.

Занятия в музее учреждения образования, непосредственное участие обучающихся в поисковой работе, в сборе, изучении и описании музейных предметов, в создании экспозиций, проведении экскурсий содействуют освоению разных приемов и навыков музейной и экскурсионной профессиональной деятельности, что оказывает существенное влияние на формирование профессиональных интересов обучающихся.

В рамках проведения Недели рекомендуем организовать экскурсии в музеи учреждений образования, проведение на базе музеев различных мероприятий, а также включать музеи учреждений образования в региональные туристско-экскурсионные маршруты. Для организации посещений музеев возможно использование информации, представленной в сборниках «Музеи боевой славы учреждений образования» и «Краеведческие музеи учреждений образования», размещенных на сайте Центра (http://rctkum.by/divisionstext/музеи_уо).

С 2013 года внедрен в действие проект по подготовке юных экскурсоводов, где акцент делается на вовлечение молодежи в экскурсионную деятельность. Рекомендуем продолжить работу по подготовке юных экскурсоводов в рамках подготовки к республиканскому конкурсу юных экскурсоводов «С чего начинается Родина…» гражданско-патриотического проекта «Собери Беларусь в своем сердце».

В 2017 году реализовываются мероприятия шестого этапа республиканской акции учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». При планировании Недели рекомендуем включить мероприятия по подготовке к республиканскому конкурсу литературных музеев (экспозиций) учреждений образования и республиканскому конкурсу «Тапаніміка роднага краю», по итогам которого планируется проведение научно-практической конференции, посвященной Году науки.

Положения о проведении конкурсов акции и проекта в 2017 году размещены на сайте Центра http://rctkum.by.

С целью совершенствования знаний и умений обучающихся ежегодно в рамках летнего оздоровительного лагеря на базе Центра проводятся тематические сборы активных участников проектов и акций, слеты туристско-краеведческой и военно-патриотической направленности.

В 2017 году планируется проведение республиканских профильных оздоровительных лагерей «Юные краеведы» (с 16 по 24 июня) и «Юные экскурсоводы» (с 10 по 18 июля).

В контексте развития современных образовательных систем одной из ключевых является проблема профильной дифференциации обучения. Эффективным инструментом решения этой проблемы является развитие образовательной информационной среды, распространение дистанционных образовательных технологий, которые позволяют организовать профильное обучение не только в городских, но и в сельских школах, обеспечивать доступ к качественным образовательным ресурсам ведущих образовательных центров страны.

Дистанционное обучение, основываясь на современных информационно-коммуникативных и образовательных технологиях способствует профильному обучению, подготовке обучающихся к поступлению в различные учреждения образования страны.

Примером применения дистанционных образовательных технологий в обучении является деятельность на базе Центра республиканской очно-заочной (дистанционной) школы дополнительного образования детей и молодежи «Музейное дело» и республиканской очно-заочной (дистанционной) школы дополнительного географического образования детей и молодежи. В целях профессиональной ориентации обучающихся рекомендуем активизировать работу по информированности и привлечению заинтересованных для обучения в вышеуказанных школах.

Справочно: дистанционное обучение предполагает подготовку обучающихся по различным направлениям географической науки и музейного дела. В рамках деятельности школ обучающиеся самостоятельно работают с печатными и электронными ресурсами, выполняют тестовые и практические задания, в каникулярное время участвуют в очных занятиях на базе Центра с привлечением профессорско-преподавательского состава ведущих учебных заведений страны. Подробная информация о деятельности школ размещена на сайте http://rctkum.by/.

Патриотическое воспитание является важной составляющей воспитательного процесса. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне – важнейшая задача в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения. С 2016 года в рамках республиканской акции «Мы этой памяти верны» в учреждениях образования реализовываются мероприятия героико- и военно-патриотической направленности.

В рамках проведения Недели необходимо продолжить работу по привлечению обучающихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории и боевого прошлого страны, увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн, организации диалога между поколениями через непосредственное общение с очевидцами событий, благоустройству воинских захоронений, памятников военной истории и содержанию их в надлежащем состоянии.

С мая 2017 года по май 2018 года планируется проведение республиканского конкурса «Дорогами памяти» в номинациях: «История войны в лицах», «Сестры Хатыни», «Листая страницы семейного альбома», «Война в памяти поколений». В рамках подготовки к данному конкурсу, в ходе проведения Недели, организовываются встречи с очевидцами, участниками военных событий и их семьями, записываются их воспоминания, организуются совместные мероприятия, изучаются материалы государственных и личных архивов, научная, историческая, художественная литература и другие источники, отражающие историю белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

В целях обеспечения качества воспитательной и идеологической работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью, совершенствования работы по социальной защите обучающихся, формированию здорового образа жизни необходимо обеспечить:

реализацию подходов в организации шестого школьного дня в соответствии с приказом Министерства образования от 19 января 2017 года № 21 « О совершенствовании организации шестого школьного дня»;

взаимодействие учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в вопросах профессиональной ориентации учащейся молодежи согласно направлению получаемого дополнительного образования детей и молодежи.

Важное место в системе профессиональной ориентации обучающихся занимает туристско-экскурсионная деятельность.

Министерством образования Республики Беларусь разработан ряд документов в помощь организаторам туристско-экскурсионной деятельности (размещены на сайте http://rctkum.by/):

методические рекомендации «О некоторых вопросах организации участия обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей», которые определяют алгоритм формирования и направления организованных групп обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях в Республике Беларусь;

перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам;

перечень перспективных туристских баз для организации отдыха детей, семей и молодежи.

Рекомендуем при организации экскурсионной и туристской деятельности с обучающимися эффективнее использовать туристские базы учреждений образования, предоставляющие качественные и не дорогостоящие услуги. В целях уменьшения финансовых затрат учреждениям образования целесообразно практиковать прием организованных групп на условиях взаимного обмена, особенно между обучающимися городских и сельских школ.

Справочно: для организации туристской и экскурсионной работы с обучающимися в регионах расположены 63 туристские базы учреждений дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля. Туристские базы предоставляют возможность для размещения более 3 тысяч человек одновременно.

В Минске расположена туристская база Центра на 120 мест, которая ежегодно принимает около 5 тысяч учащихся и педагогов, участников республиканских мероприятий и экскурсионных туров.

С целью расширения знаний о столице Беларуси рекомендуем каждому обучающемуся стать участником 2-3-х дневной образовательной экскурсионной программы «Выходные в столице», используя материально-техническую базу (автобус, туристская база) и экскурсионные услуги Центра. Образовательная экскурсионная программа разрабатывается с учетом возрастных особенностей обучающихся, их запросов и интересов в различных направлениях деятельности – художественное, техническое творчество, экология, туризм и др. Программа может включать посещение республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи с организацией различных интерактивных программ.

Таким образом, профориентационная работа должна стать обязательным направлением работы учреждений дополнительного образования детей и молодежи и должна быть ориентирована на государственный заказ, осуществляться с учетом запросов современного рынка труда, востребованности профессий, потребностей обучающихся.

Направления профориентационной работы с обучающимися, проводимой в рамках Недели:

организация на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи зональных центров для проведения мероприятий в шестой школьный день, «выездных суббот» по месту жительства обучающихся в сельской местности;

занятия в объединениях по интересам;

установление контактов с учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, с предприятиями, центрами занятости с целью задействования ресурсов этих учреждений в организации профессиональной ориентации обучающихся: приглашение на мероприятия представителей профессорско-преподавательского состава, ученического и студенческого актива; проведение тематических экскурсий и «дней открытых дверей», использование материально-технической базы, шефская помощь и т.д.);

разработка и реализация совместных планов, программ по проведению мероприятий трудовой направленности, профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки (мастер-классы, «Трудовые мастерски», профессиональные пробы и др.), в том числе в шестой школьный день, для обучающихся на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования;

использование ресурсов музеев учреждений образования;

экскурсии, в том числе в шестой школьный день, в соответствии с Перечнем экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам;

производственные экскурсии, которые помогут обучающимся расширить кругозор, повысить уровень информированности об определенных профессиях и сформировать осознанный самостоятельный профессиональный выбор.

Во время проведения Недели учреждениям образования необходимо подвести итоги туристско-краеведческой деятельности за учебный год и внести предложения в план работы на следующий год.

При проведении Недели, туристско-краеведческих мероприятий необходимо обеспечить безопасность обучающихся и обратить особое внимание на соблюдение Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях», Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 года № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2014 г. № 1087.

СКАЧАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ в формате WORD